Кто хочет стать арт-объектом?

04.01.2009
В (SF MOMA) проходит выставка The Art of Participation, на которой представлены произведения самого настоящего интерактивного искусства, к созданию которых может приложить руку любой желающий. Хотите стать скульптурой авангардного художника? Или, может быть, поиграть каким-нибудь музейным экспонатом? На выставке в SF MOMA можно сделать и то, и другое. Заодно можно узнать, как веселились знаменитые художники XX века.


Еще в начале ХХ века было отмечено, что некоторые обычные предметы и явления могут превращаться в произведения искусства, если будут взаимодействовать со зрителем. Самый яркий пример — унитаз Дюшана (Marcel Duchamp): в ванной он утилитарный предмет, а в художественной галерее самый настоящий арт-объект. Арт-объектом его делают посетители культурного учреждения, которые смотрят на него и говорят о нем как о произведении искусства. Художник-концептуалист Том Мариони (Tom Marioni) придумал, как превратить в произведение искусства такое замечательное явление, как дружеская попойка. В 1970 году Мариони основал в Сан-Франциско Музей концептуального искусства, где и проходили сии мероприятия. «Пить пиво с друзьями — высшая форма искусства!», — провозгласил художник. Он и его товарищи веселились и в других музеях и галереях — везде, где находились прогрессивные кураторы, готовые поддержать их необычную инициативу. После возлияний в музеях выставлялись пустые пивные бутылки как доказательство того, что событие имело место. Для выставки в SF MOMA Мариони решил повторить эксперимент: теперь каждый четверг, с пяти до семи вечера, в музее можно попить пиво с известным художником. А те, кто придет на выставку в другой день, смогут увидеть в одном из залов огромную батарею бутылок и даже холодильник.

Еще один художник-концептуалист, Ханс Хааке (Hans Haacke), представил на выставку свою известную инсталляцию, в которой старый принтер печатает новости, получаемые по RSS-каналу. Хааке прославился своей безжалостной «институциональной критикой» — разоблачением темных дел музейных кураторов, арт-дилеров и мегаколлекционеров, которые, по его словам, определяют, под каким «соусом» подавать искусство. На протяжении всей своей карьеры он неустанно приводит доказательства того, что музеи и галереи — это всего лишь орудия в руках сверхбогатых дельцов, которые с их помощью влияют на публику. Однажды его выставка в музее Валльраф-Ричартц в Кёльне была отменена, потому что Хааке собирался поведать на ней об истории бытования одной из картин, подаренной музею приверженцем нацизма. Своим искусством Хааке пытается донести до зрителя мысль о неразрывной связи искусства и политики.
Впрочем, новости из инсталляции Хааке лучше не трогать: бумага может порваться и будет некрасиво. Зато на подиум, установленный австрийским художником Эрвином Вурмом (Erwin Wurm) можно даже залезть. На большой платформе лежат различные предметы, и везде написаны инструкции, что с этими предметами нужно делать. Посетители, действующие согласно инструкциям Вурма, иногда вынуждены принимать неудобные позы: так они становятся живыми скульптурами. На стене висит множество фотографий тех, кто все-таки осмелился сделать из себя произведение Вурма. Надо сказать, выглядит все это очень забавно, и стеснительные люди смогут залезть на подиум только в компании друзей и… предварительно подзаправившись пивом на «хэппенинге» Тома Мариони.
Конечно же, какая выставка «интерактивного искусства» может обойтись без Интернета!.. Стену одного из залов музея украшает огромная картина, которая, если присмотреться, создана из множества маленьких картинок. Это проект communimage, который придумали художники из группы с a l c и Йоханнес Геес (Johannes Gees). Зайдя на сайт communimage.ch, любой может оставить там картинку, которая станет частью одного большого полотна. А художники Йоахим Бланк (Joachim Blank), Геррит Гольке (Gerrit Gohlke) и Карл Хайнц Йерон (Karl Heinz Jeron) попросили других авторов создать произведения, которые они выставили в одном из маленьких залов SF MOMA. Затем они выставили на онлайн-аукцион eBay… право распоряжаться этими экспонатами по собственному желанию: менять их и расставлять как душе угодно. Художники назвали свой проект 1st Public White Cube — «Первый публичный белый куб», с намеком на именитую галерею White Cube в Лондоне.
Новые технологии также присутствуют в проекте группы Ant Farm — калифорнийских классиков концептуального искусства. В начале 1970-х эти художники погрузились в пикап Chevrolet C10 и поехали в турне по Америке, в ходе которого они давали лекции и устраивали перформансы. Сейчас этот «медиа-вэн», выкрашенный в черный цвет, стоит в SF MOMA. В него можно залезть и посмотреть видео из той поездки. Но это еще не все: в грузовичке установлена медиа-консоль, к которой можно с помощью USB подключить iPod, коммуникатор, КПК или еще какое-нибудь устройство. Консоль сама выберет с устройства файл, который «зашьет» в специальную «капсулу времени». Там файл будет храниться до 2030 года.
Интересный проект придумал британец Стивен Уиллатс (Stephen Willats). Его инсталляция представляет собой несколько фотографий женщины со множеством украшений, которая наливает себе в бокал какой-то спиртной напиток и пьет его. Посетителям музея предлагаются специальные анкеты, и они должны выбрать из нескольких вариантов ответы на вопросы о том, что чувствует женщина, почему она пьет спиртное, с кем она это делает и т. д.
Выставка The Art of Participation — отличный способ познакомиться с «классическим» концептуальным искусством. Разобраться, так сказать, откуда все это пошло. В частности, каждую неделю какой-нибудь музыкант исполняет в музее знаменитую пьесу 4’33 Джона Кейджа (John Cage) — 4 минуты и 33 секунды тишины, во время которой слушатели должны слушать, как они слушают. Кроме того, во время исполнения нужно «навострить ушки» и обращать внимание на всяческие шумы, которые обычно остаются незамеченными и воспринимаются как фон.
На выставке представлены и fluxkits Джорджа Мачюнаса (George Maciunas) — наборчики, в которых представлены различные артефакты движения Fluxus. В частности, там находятся предметы, которые участники движения использовали в своих играх, а также указания, как в эти игры играть. В другом зале можно увидеть видеозапись перформанса другой участницы Fluxus, Йоко Оно (Yoko Ono). В этом перформансе художница приглашает зрителей разрезать одежду, что на ней надета.
Одни из самых популярных экспонатов выставки — объекты бразильской художницы Лиджии Кларк (Lygia Clark). На вид они совсем не выразительные, но, если пользоваться ими согласно инструкции создательницы, они позволят посетителям лучше почувствовать друг друга. Один из экспонатов — специальные очки, созданные для двух человек. Те, кто их надел, должны смотреть друг на друга — в очках можно увидеть либо отражение собственных глаз, либо глаза партнера. Другой объект — большая сеть из резиновой ленты. Что с ней конкретно делать, нигде не написано: посетители могут играть с этой штукой как хотят.
Выставка The Art of Participation необычна тем, что почти все экспонаты тут можно трогать. Здесь сотрудницы музея не будут ругаться, если случайно заденешь произведение искусства: наоборот, они подходят к посетителям и призывают их не стесняться использовать творения художников-концептуалистов по назначению.

Материал подготовила Юлия Максимова
Источник: sfmoma.com , artinvestment.ru