Карьера художника. Единственный способ попасть туда, куда Вы хотите — это знать, куда Вы идете

Вы хотите быть успешным как художник, не так ли? И Вы что-то делаете ради этого. Однако, если у Вас нет цельного, логически последовательного понимания того, “Что я делаю? Зачем я это делаю? Куда я иду?”, Вам будет не просто. Как специалист в реализации творческих задач, одну из самых распространенных проблем среди художников я вижу в том, что они ищут свою удачу наугад, они как буд-то бы бредут по бескрайней пустыне. Сначала они делают что-то одно, потом что-то другое, затем они переделывают это и начинают заниматься другим, и так далее, и так далее, пока в конце-концов не оказываются на вершине огромной кучи творческого хлама. Я спрашиваю их, что они делают, и они говорят мне, что делают искусство.


Ладно, предположим. Но вот хороший вопрос для их творческого будущего: Вы говорите, что занимаетесь искусством, но что это означает? Как Вы определяете: “Вот, я уже начал”? Понимаете ли Вы свое место сейчас и то, куда Вы хотите прийти? Как Вы решаете, что Вам потребуется, чтобы попасть туда, куда Вы хотите? Вы знаете, как это будет выглядеть? Представляете ли Вы ясно, что и как будете делать? Я каждый раз спрашиваю об этом художников, но чаще получаю немые взгляды, чем ответы. Можно подумать, что их руки временно покидают тело и гуляют сами по себе чтобы заниматься искусством.

“Никто не заботится о таких вещах, это не проблемы художника”, говорите Вы. “Единственная моя забота — это искусство, а об остальном пусть заботятся другие.”

Неправда. Не будут другие заботиться. И Вы это прекрасно знаете. И знаете, кто в первую очередь должен заботиться о Вашем искусстве? Вы. Почему? Потому что только Вы понимаете свое творчество, видите его развитие, направления, к которым вы можете обратиться. Вы цельны в своей идее. Вы независимы от случайностей и можете их просчитать. Каждый раз, создавая произведение искусства, Вы следуете четкому курсу от концепции до завершения. Поэтому, исходя из своего собственного понимания себя, Вы можете понимать, что делаете в то время как Вы это делаете, и не делать это просто-так. Это помогает, поверьте мне.

После этого Ваша работа да и сама Ваша жизнь становится более целеустремленной и направленной. Но это еще не все. Вы так же можете и объяснить ее лучше каких-нибудь менеджеров или кураторов. А это дает Вам реальные шансы, общаясь с аудиторией, превращать ее в своих поклонников и покупателей. Я уже ни один раз говорил о том, что люди не покупают того, чего они не понимают.

Один художник поделился в своем письме, экспериментом, который поставил. Он дал людям два совершенно разных пояснения на одно и то же произведение своего искусства. Одним он говорил, что исследует такую-то жизненную проблему, и люди не только заинтересовались, но и захотели узнать больше. Другим же он поведал, что это исследование касается блюза, и с ним мало кто захотел продолжить диалог, кроме любителей блюза. Люди кивали, благодарили и проходили мимо. Представьте себе, какая была бы реакция, если бы он сказал, что просто рисовал картину, и пусть каждый понимает, как хочет, потому что это искусство.

Мне видится этот пример, безусловно, указывает на то, что чем лучше Вас понимают, чем больше Вы можете говорить о своем искусстве на разных уровнях, тем больший интерес Вы будете вызывать у людей.

Вы когда-нибудь слышали об успешном художнике, чьи работы не уходят с экспозиций, но ни о нем, ни о его искусстве никто ничего не знает?

Искусство и ничего больше? Так не бывает! Скорее бывает безвестность.

Наибольший успех получают те художники, чье творчество задокументировано, проанализировано, исследовано и разобрано критиками на мелкие кусочки вдоль и поперек. Наиболее успешные художники — это те, о ком доподлинно известно, как он пишет, как он говорит, что он говорит, какова история его творчества, тем более, что эта история имеет развитие. Но самое главное, что успешные художники всегда понимают собственное творчества и умеют озвучить не только специфические характеристики, но и историческую миссию своего произведения. И поверьте мне, они до последней детали знают в точности, что они делают и куда они идут.

И Вы должны точно так же иметь для себя парочку жизненных смыслов, если планируете какую-то художественную карьеру. Вы не можете быть косноязычным, бесцельным или концептуально безвольным по отношению к вашей работе. Знаете почему? Потому что, если Вы не понимает, что Вы делаете, куда Вы идете и чего Вы хотите, Вы не можете серьезно ожидать каких-либо симпатий от публики. Ведь независимо от того, как и насколько мы любим искусство, любви всегда не бывает достаточно. Рано или поздно нам нужно найти причину: почему мне это нравится?

“Да не знаю я, почему!”, — говорите Вы. ” Я просто делаю то, ч то делаю, и дело с концами. Тут не то что объяснить, тут и понять не каждому дано.” И так говорят очень многие художники, это верно.

А знаете, что я Вам скажу? Подавляющее большинство художников — включая Вас — создают произведение совсем не случайно, а очень даже целенаправленно. При этом, абсолютно естественно, что Вы не можете думать о том, что Вы там делаете, в то время как Вы это делаете. Как будто это происходит автоматически, вроде бы как-то начинается, продолжается, заканчивается… А вот что получится в итоге и как это получилось Вы никогда не можете пояснить.

Но это не означает, что Вы совсем этого не понимаете! И это не означает, что Ваше творчество не осмысленно. Чаще всего это просто говорит о том, что Вы оторваны от динамики вашего творческого процесса. Возможно, Вы погрязли в текущей рутине или в каких-то проблемах, и то, что Вы не можете пояснить какие-то мысли — это не потому что их нет, а потому что Вы просто не можете ясно их вспомнить.

Когда-то, возможно еще в детстве, когда Вы решали что-нибудь сотворить, Вы абсолютно точно знали, что Вы делаете и почему. Мне не хочется сейчас погружать Вас в психологические тесты, но существует три замечательных способа перейти от слов к динамике:

первый — это погрузиться в воспоминания собственного детства, когда Вы впервые решили, что станете художником и до сегодняшнего дня. Выстройте эту конструкцию из мечтаний и поступков, посмотрите: что это было — Ваша творческая карьера?;

второй — это от сегодняшнего дня деконструировать вашу карьеру назад к детским фантазиям;

третий — возьмите какой-нибудь важный эпизод в Вашей теперешней творческой биографии и протяните его мысленно далеко в будущее, до того момента, где можно увидеть его миссию.

Конечно, не нужно этим заниматься во время творчества, но время от времени посмотреть на свой путь художника со стороны из какой либо точки на жизненной линии — не плохая идея.

Готовы присоединиться и попробовать? Отлично!

Выберите один из трех вышеуказанных вариантов и начните писать все, что приходит в голову, просто поток возникающих мыслей в любом их проявлении: о вашем искусстве, о жизни художника; события, как они вам видятся, люди вокруг и так далее и так далее. Вытаскивайте из воздуха все душевные не выговоренные каракули, не думайте слишком серьезно, не заботьтесь о грамматике, не старайтесь понравиться, просто выблевывайте на бумагу все внутренние переживания, как если бы вы держали кисть, а не ручку. Рисуйте словами свое понимание себя!

Это может показаться бредовым, но Вы должны с чего-то начать, и поверьте мне, если проделать эту работу серьезно, то можно обнаружить множество интересных деталей. Вы начнете видеть, что каждый момент Вашего творчества, каждое Ваше произведение несло совершенно конкретную причину. Ваш ум и Ваше тело работают в безупречной гармонии, каждый момент времени наполнен определенной целью. Вы не проживаете свою жизнь в трансе со случайной сменой событий. Даже если что-то и происходит случайно, всегда есть что-то, ставшее тому причиной — а Вам уже решать, с чем согласиться.

Единственная сложность такой работы состоит в том, что ее трудно проделывать самостоятельно. Вы можете быть в плену своих собственных привычек, шаблонов, лени, в конце-концов. Так что, если Вы застряли, кто-то может Вас подтолкнуть, почитать, что Вы написали, позадавать вопросы. Очень важен в таком деле сторонний взгляд.

Вот несколько вопросов, которые помогут начать работу:

— Когда Вы занимаетесь искусством? Это постоянный процесс или он начинается после определенного вдохновения? О чем в это время Вы думаете?

— Есть ли у Вас какой-нибудь алгоритм, ритуал: как начать, как двигаться, как организовать помещение, предметы? Это происходит в тишине или может быть должна быть музыка? Какая?

— Как происходит процесс творения? Вы включаетесь в работу со старта или постепенно?

— Что делает этот процесс эффективным и почему?

— Ваше искусство о Вас? Что чаще всего Вы передаете: какие-то мысли, философию, события, или это состояния, описание пространства? Или это всегда какие-то конкретные убеждения? Или это моменты истории? Или демонстрация своих принципов?

— А как Вы узнаете, что получили в результате именно то, что хотели? Что заставляет Вас сделать шаг назад и сказать: “Вот, это оно! Именно то, чего я хочу!”

— Существуют ли логические переходы от одного произведения к другому? Продолжаете ли Вы одну тему через все творчество или Вам интересны разные стороны себя и жизни?

И цель этих вопросов — понять свою миссию художника, свое направление, в котором Вы двигаетесь, свои желания и свои честолюбивые замыслы. Ведь, в конечном счете, Вы создаете произведения искусства не только для себя любимого. Они будут влиять на других людей, правда? Найдите смысл и сделайте ярким для других свой голос. И Вас услышат. Людям захочется узнать Вас лучше, они станут задавать вопросы. А у Вас будут простые и ясные ответы для них. Это Ваш шанс.

Помните, единственный способ получить что-то — это знать, что же Вы хотите получить.

Перевод статьи с сайта Artbusiness.com